Мои статьи [26] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
– Какие новые возможности электронного документооборота ожидают нас в 2012 г.? К началу 2012 г. практически полностью сформировалась нормативная база для отказа от бумажного документа и перехода к электронному формату. Основная
проблема – адаптация налогоплательщиков к электронному
документообороту. Исторический путь "бумаги" в России и во всем мире
огромный, мы привыкли к бумажным документам, отчетности. А ЭДО – это
что-то новое, необычное, к этому надо привыкнуть.
За последние два года практически полностью определен механизм работы с электронными счетами-фактурами. В 2010 г. вышел Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который обозначил возможность работы с электронными счетами-фактурами. В 2011 г. разработан "Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи" (утв. приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н). Вышло Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Со дня на день мы ждем утверждения формата электронного счета-фактуры. – Назовите, пожалуйста, узкие места и нерешенные вопросы в сфере регулирования ЭДО. Но и узкие места, безусловно, существуют. Одна из важных проблем – отсутствие четких стандартов в отношении других документов (акты, договоры и т.д.). Стандартизировать как-то эти документы довольно сложно, ведь их форма и вид во многом определяются родом деятельности, масштабом бизнеса. Кроме того, электронный документ может быть выпущен в разных форматах – doc, pdf, jpeg и др., и разным организациям удобнее то или иное. В то же время типизация документов нужна, по крайней мере для представления их в контролирующие органы. Налоговики принимают документы, имеющие установленный формат, а ведь такого формата у большинства бухгалтерских документов нет. Государство может взять на себя роль регулятора в данном случае и стандартизировать форматы. ФНС уже идет по этому пути, пообещав разработать рекомендуемые форматы накладных и актов. Еще одна важная проблема связана с процессом обработки документов. Ведь, кроме отказа от "бумаги", ЭДО нацелен на облегчение, оптимизацию данного процесса. Так, документы в формате pdf имеют ограниченные возможности делового оборота, и бухгалтеру приходится "перебивать" данные вручную. Хотя стоит отдать должное этому формату, сегодня многие фирмы отказались от бумажной переписки с контрагентами и большого штата курьеров и пересылают друг другу документы в формате pdf, ускоряя таким образом процесс работы и развитие бизнеса в целом. – Расскажите о перспективах перехода на внешний электронный
документооборот в России по электронным счетам-фактурам и другой
первичной документации. Каковы возможные проблемы и пути их устранения
при переходе на ЭДО? Как правило, у средней фирмы система документооборота обычно выстроена так: есть секретарь, он получает первичную документацию, распределяет ее, что-то несет в бухгалтерию, что-то по соответствующим специалистам, они согласовывают и обрабатывают документы. При электронном документообороте в организации необходимо будет внедрять специальные решения разного уровня сложности, которые будут по меньшей мере повторять эти процессы уже в электронном виде. Определенная инерция и недоверие в ближайшие годы будут сохраняться, однако по мере втягивания организаций в ЭДО ситуация будет изменяться. Кроме того, переход на ЭДО потребует от ряда организаций перестроения некоторых, а то и всех бизнес-процессов. Но здесь, я думаю, дело за операторами. Они должны предложить бизнесу удобные интеграционные решения. – Что стоит взять на вооружение из зарубежной практики обмена электронными документами? Европа
опережает нас на 5–7 лет. И мы видим, с чем они столкнулись при
внедрении ЭДО. Мы можем учиться на их ошибках и в то же время взять от
них все лучшее.
Европейские эксперты отмечают, что попытка быстро получить все преимущества от перехода на ЭДО сразу все стандартизировать и автоматизировать, как правило, приводит к неудаче. Европейские эксперты отмечают, что попытка быстро получить все преимущества от перехода на ЭДО сразу все стандартизировать и автоматизировать, как правило, приводит к неудаче. Во-первых, электронный документ должен стать сам по себе привычным и стандартным. То есть опять вопрос адаптации, что у нас, что в Европе. Во-вторых, в еврозоне много стран, и нет каких-то единых стандартов, вместо этого в разных странах действуют различные принципы и правила. Где-то электронная подпись обязательна, где-то опциональна, где-то электронные документы должны представляться в определенном формате, где-то – в ином формате. В некоторых отраслях получили распространение стандарты EDI – в ритейле, например. Но бывает так, что крупному торговому оператору стандарты выгодны, а для мелкого поставщика их реализация слишком дорога. И в каждом конкретном случае ситуация решается индивидуально. Кто-то выбирает только крупных поставщиков, проигрывая в цене, а кто-то инвестирует во внедрение стандартов у своего пула поставщиков. Из имеющегося европейского опыта можно сделать вывод, что выигрывают те страны, в которых переход на ЭДО достаточно жестко регулируется государством. Так поступают, например, скандинавские государства. Скажем, в Швеции все сделки с государством должны производиться только в электронном виде. Доля электронного документооборота после введения такого обязательства составила 60%. – Это положительный опыт, Россия его перенимает отчасти? К тому же в 2012 г. расширяется перечень организаций (компаний с определенной долей государственного капитала), которые обязаны производить сделки только через электронные торги. Я уверен, это положительное изменение, ведь без активного участия государства переход к ЭДО невозможен. С другой стороны, у нас нет такой разницы от региона к региону, как в Европе. 60–70% налогоплательщиков представляют отчетность в инспекции в электронном виде, применяя ЭЦП. Мы имеем уже какую-то накопленную практику по вопросам ЭДО, и это замечательно. Хотя мы и отстаем от Европы, у нас довольно высокий уровень развития информационных технологий и зрелости нормативной базы. Мы можем пройти то расстояние, что они прошли за десятилетие, за 2–3 года. – Какие изменения в плане ЭДО ожидают налогоплательщиков в связи со вступлением России в ВТО? – Какие продукты предлагает компания "Такском"? Во всем, что не касается счетов-фактур (в данном сегменте без оператора не обойтись по закону), организации в принципе могут работать и без участия оператора. Однако наличие оператора существенно упрощает бизнесу жизнь. Оператор может договориться и с контрагентами, и с другими операторами, определить единые правила, разрешить спорные ситуации. Определенная
инерция и недоверие в ближайшие годы будут сохраняться, однако по мере
втягивания организаций в ЭДО ситуация будет изменяться. Кроме того,
переход на ЭДО потребует от ряда организаций перестроения некоторых, а
то и всех бизнес-процессов. Но здесь, я думаю, дело за операторами. Они
должны предложить бизнесу удобные интеграционные решения.
Российские организации используют различные учетные системы, системы внутрикорпоративного документооборота, – 1С, SAP, Microsoft Axapta, Oracle EBS, Directum, DocsVision, и др. Мы помогаем осуществлять документооборот между ними независимо от того, какие системы и решения работают в той или иной организации. Также готовится к выпуску совместное решение с фирмой "1С" – программный продукт "1С-Такском", который позволит легко и просто наладить электронный документооборот между пользователями, работающими в системе 1С. Это важно, так как на 1С в России работает большинство организаций, особенно из малого и среднего бизнеса. – Пока не было форматов электронных счетов-фактур, на чем вы строили свое развитие? Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2012 | |
Просмотров: 316 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |